12 января 2019 г. Просмотров: 1591
Протоиерей Всеволод Чаплин
Гибридная война – это настоящая война, и нам нужно перевести на рельсы военного времени информационную и культурную сферы, жизнь религиозных общин. Для христианина защита веры, отечества и ближних, в том числе с применением фатальной силы – это не только право, но и священное дело, исполнение религиозного долга, благословляемого Христом. Пацифизм, пораженчество, «peace-peace теология» должны быть осуждены как средства войны против нас.
Упомянутая «теология» стала для нашей Церкви настоящим чуждым мороком, распространившись в 1960-е –1990-е годы. Не случайно тогда поднимались на щит имена таких гипереретиков как Швейцер и Кюнг – не просто постхристиан, но антихристиан.
Попытка достичь «мира без войны» земными средствами – проявление греховной мечтательности. В мире, испорченном грехом, война и насильственная смерть является вещами неизбежными. «Услышите о войнах и о военных слухах, – говорит в Евангелии Христос. – Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней» (Мф. 24:6–8). Между прочим, «начало болезней» здесь переводится как родовые муки – через описанные апокалиптические страдания человечество будет приближаться к избавлению от зла и к Божиему суду.
Причинение смерти отнюдь не всегда противоречит воле Бога. Сторонники пацифизма любят цитировать заповедь «Не убий». Однако они либо не знают, либо предпочитают умалчивать об известнейшем факте: эта заповедь в Библии не безусловна. Достаточно перевернуть страницу-другую в той самой Книге Исхода, где содержится эта заповедь, – и вы увидите, как Бог предписывает предавать смерти за многие преступления, причем не только бытового, но и морального, а также религиозного характера.
Приверженцы «ненасилия» обычно говорят: это было в Ветхом Завете, а в Новом все иначе – там говорится, что личному врагу, ударившему тебя по правой щеке, нужно подставить и левую. Однако апостол Павел пишет о государственной власти: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Итак, удар мечом, в том числе удар смертельный, есть не просто вещь допустимая: он может исполнять Божию волю. В новозаветной книге Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсисе) мы читаем: вскоре после того, как Агнец (то есть Христос) снял седьмую печать, «освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр. 9:15). Вообще бедствий, происходящих по Божиему повелению, в этой книге описывается великое множество.
Так что же – неужели Бог злой? Или Он был в Ветхом Завете одним, а потом стал другим? Нет, согласно основам христианского вероучения, Бог неизменен. И, конечно, Он благ и не может творить никакого зла. Так что же – мы имеем дело с противоречием? Никоим образом нет. Просто описанные в Апокалипсисе бедствия злом не являются. Они – благо, потому что смогут привести или вернуть хотя бы некоторых людей к истинной вере, а значит, и к бесконечной жизни, избавляя их от вечного наказания. Ради этого Господь и ведет людей иногда через страдания, иногда через испытания.
Но что же делать с повелением подставить левую щеку? Об этом ясно говорит Предание Церкви, которое для истинного христианина является голосом Бога не в меньшей степени, чем Писание – Библия. Святитель Филарет, митрополит Московский, великий богослов XIX века, сказал: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших».
Итак, заповедь о левой щеке дана все-таки по отношению к личным врагам – и не случайно христиане безропотно шли на страдания и смерть, когда покушались лично на них, и брали в руки оружие, когда восставали на их веру, святыни, народ, страну. Среди святых – множество воинов, и на иконах они изображаются с оружием. Церковь освящает оружие молитвой, окропляя его святой водой.
Тот же святитель Филарет, говоря о заповеди «Не убий», в своем знаменитом Катехизисе пишет: «Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество».
Увы, на мышление и жизнь христианских общин все сильнее влияет типично женское мировосприятие. Домохозяйки, любящие писать в Интернете, и прочие общественно активные дамы начинают форменную истерику всякий раз, когда кто-то пытается доказать неправду пацифизма, особенно «христианского». Им вторят феминизированные мужчины, идеологические подкаблучники и все те, кто боится идти наперекор дамским медийным окрикам.
Война сегодня ведется не только на поле битвы. Окружение страны «оборонительными» базами обоснованно считается актом, мягко говоря, опасным. Против государства-недруга подчас действуют путем организации на его территории бунтов, заговоров, «революций». При помощи электронных технологий сегодня может вестись не только разведка, но и самая настоящая агрессия – достаточно «ударить» по системе расчетов или по центрам государственного и военного управления. Никто не отменял разработки – тайной или явной – биологического, бактериологического, генетического, «климатического» оружия. Про информационную и пропагандистскую войну, политическое и экономическое давление на многие страны и говорить нечего.
В этих условиях понятия «агрессора» и «жертвы» практически теряют смысл. По крайней мере они точно несводимы к ситуации, когда армия одного государства переходит границу другого. Международное законодательство и правила ведения войн до сих пор построены на опыте 1938–1945 годов, а отчасти еще Первой мировой войны. Обходить эти нормы изощренные умы уже неплохо научились – и, конечно, в будущем научатся еще лучше.
Между прочим, о моральной непростоте этой ситуации говорится уже в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Признавая войну злом и в то же время излагая критерии справедливой войны, документ говорит: «В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии». Конечно, в подобных ситуациях нужно будет включать не только мозги, но и совесть - чем дальше, тем больше.
И действовать по правде и справедливости. Зачем нужно ядерное оружие, если вероятностью его использования не подкрепляют хотя бы ясные требования к нашим недругам? Когда нет воли, никакое оружие не спасет. А на любую угрозу существованию государства и народа – в том числе осуществляемую через «оранжевые революции» – нужно отвечать всеми имеющимися средствами, причем действуя против первоисточников проблемы.
Любопытно: когда гуглишь или яндексишь библейский текст про мечи и орала, выдаются только известные слова из пророка Исаии (2:4). Но они осуществятся только после второго пришествия Христова. А вот нам, живущим в мире, где царствует грех, надо вспомнить другие библейские слова: «Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: “я силен”» (Иоиль, 3:10).
Источник:
|