8 марта (23 февраля ст.ст.) -- день обретения святых мощей блаженной Матроны Московской
В ДИВЕЕВЕ ОБРЕТЕНЫ МОЩИ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИЦЫ МАТРОНЫ (ВЛАСОВОЙ) Дивеево, 24 сентября 2007 г.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре проведены работы по обретению мощей святой Матроны (Власовой). Утром у могилы Матроны священник Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерей Иоанн Гдешинский совершил молебен на начало работ и прочитал канон и молитву к преподобноисповеднице Матроне.
Ее могила располагалась с левой стороны от могил преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских (село Суворово ранее называлось Пузо). У могилы молились и местные жители, среди которых были знавшие святую при ее жизни.
Всеми работами руководил археолог Юрий Смирнов, передает Благовест-инфо. Именно под его руководством в 2004 году были обретены мощи блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских.
«Для нас обретение этих мощей радостно и дорого, так как мощи других дивеевских новомучеников нам недоступны, - рассказала настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). - Преподобноисповедница Матрона трижды находилась в заключении. Но из последней ссылки была освобождена по ходатайству брата, поэтому последние годы она проживала в родном селе. Честные мощи преподобноисповедницы Матроны – станут еще одной святыней, которую Господь дал нашей обители, чтобы мы просвещались и укреплялись в исповедании православной веры».
Пока мощи находятся в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины. Однако после проведения соответствующих работ они будут выставлены для всеобщего поклонения в одном из храмов Дивеевского монастыря.
Преподобноисповедница Матрона (Власова) родилась в 1889 году в селе Пузо Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. В обители Матрона прожила до самого ее закрытия в 1927 году.
В 1928 году инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием. В апреле 1933 года их арестовывают по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.
После отбытия срока заключения, она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года ее арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви. 19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном с. Пузо (сейчас с. Суворово).
В 2001 году инокиня Матрона была прославлена в лике святых.
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 24 сентября 2007 г.
=================================
В ГОСТИ К МАТУШКЕ МАТРОНЕ
Рассказ
Марина Лев
По календарю – весна. А на улице – осень. Сыро, пасмурно, весенний снег лежит свалявшийся, косматый, покрытый заскорузлой грязной коркой. Иду к Матроне. То ли просить, то ли благодарить. Не знаю. Просто душа требует и всё. Запали в душу слова матушки, сказанные, по свидетельству очевидцев, перед смертью: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Да, наверное, за этим я и прихожу. Выговориться. Не боясь раскаяться в своем откровении; не опасаясь, что осудят, разболтают; не простят слабости и тоже предадут (дурной пример заразителен!). Выговориться и быть услышанным – редкая возможность в наше время мобильных связей. Когда «сконнектиться» можно с кем угодно и когда угодно, а поговорить по душам – практически не с кем. Помню выражение из какой-то книги – наверное, поговорка: «Друг только в хорошую погоду». Как много таких «друзей». Но сегодня на душе пасмурно. Значит, надо к матушке Матроне… Выговориться. Найти поддержку и помощь. Пусть даже тысячу раз виноват.
Вот остроконечная колокольня крестом взметнулась ввысь. Очередь стала длиннее, чем зимой. К лету, наверное, снова будем по два часа стоять. Ну, ничего. Акафист почитаю, и время пролетит незаметно: «Ангел во плоти явилася на земли, Матроно блаженная, исполняющи волю Божию».
Вообще я люблю читать акафист уже внутри, в храме, когда подхожу практически к самой раке с мощами: не заходя за витую железную перегородку, отделяющую левый придел, можно встать в сторонке – слева от очереди – и почитать. Так многие делают. Но я всегда начинаю читать акафист на улице, а в храме только дочитываю. Чтобы побыть чуть подольше рядом с матушкой, но и не злоупотреблять такой возможностью. Вон сколько людей стоит! Кто-то, как и я, держит тоненькую книжицу – акафист преподобной – и осторожно перелистывает страницы, стараясь не помять и не выронить букет.
Эх, я же забыла купить цветы! Откуда взялась эта традиция, я не знаю, только каждый второй стоит с букетом. Монахини освящают цветы на мощах и раздают всем желающим. Сколько раз я получала в подарок то срезанные бутончики роз и гвоздик, то веточки каких-то растений. В этот раз отчего-то очень хочется самой принести Матронушке цветы. Но очередь идет быстро… Оглядываюсь, прикидываю. Боюсь, не успею. Снова уткнулась в книжку: «Видяще людие и иерей, егда крещаше тя, блаженная, чудный столп облачный над главой твоею и обонявше благоухание велие…» Бубню машинально: «благоухание», а в голове крутится назойливая мысль: «Цветы, цветы, ну хоть бы один цветочек!» Но тогда очередь придется занимать с самого хвоста. Сколько времени потеряю! Идея! Я сейчас поменяюсь с кем-нибудь местами. Иду вдоль очереди, приглядываюсь: хочется выбрать того, кому это тоже необходимо – пройти побыстрее. Вот: в середине очереди стоит молодая мама с сыном. С радостью соглашается на мое предложение. Почти бежим. Успели – почти у самого входа в Покровский храм, где покоятся мощи. Теперь скажу на новом месте, что ненадолго отойду. Запоминаю: за мной стоит молодая женщина с букетиком бледных кремовых розочек. Только их я и запомнила. Бегу за цветами. Говорят, Матронушка любит полевые.
Так, красные гвоздики или желтые хризантемы? Надо сказать, что ни те, ни другие цветы я не люблю, но из «полевых» – только они. Ромашек в Москве я не видела. Но эти хризантемы, кажется, брызжут цветом: такие маленькие лучистые солнышки на зеленых стебельках. Очень они мне понравились.
Бегу обратно. Не могу найти очередь. Совершенно не запомнила лица женщины. Только бледные розочки в ее руках и пушистый меховой воротник. Ага, вот он. Нет. Ошиблась. И вдруг: «Вы здесь, здесь стояли». Ну, слава Богу! Пробираюсь. И вдруг замечаю, что в руках у моей соседки, оказывается, два букетика: помимо тех самых бледных розочек есть более яркие и, на мой взгляд, симпатичные – светло-розовые. Как я их раньше не заметила! Любопытно, мне и до этого часто приходилось видеть людей в очереди с несколькими букетами – когда роскошными, когда скромными. И всегда хотелось спросить: а почему два (три)? Как и я, не могли сделать выбор: хризантемы или гвоздики, красные или розовые? Или в благодарность по числу исполненных просьб? В этот раз, когда иррациональное чувство погнало меня за цветами, все же спрошу…
– А меня попросили передать, – ответила соседка. – Подошла девушка и отдала букет; видимо, торопилась – она не объяснила. Просто попросила положить к мощам.
– Она подошла, когда я за цветами ходила?
– Да, сразу, как вы ушли…
Интересное совпадение! Мне так хотелось в этот раз прийти к Матронушке с букетом, и тут же к нам в очередь подходит девушка с цветами. Помедли я еще одну-две минутки, и букет, по всей видимости, вручили бы именно мне. Помимо воли расплываюсь в улыбке. Вот как. Когда чего-то очень хочешь. От души. Чего-то очень хорошего. Оно сбывается.
Теперь читается гораздо осмысленнее: «Радуйся, цвете благовонный, Духом Святым нас облагоухающий; радуйся, каменю веры, малодушныя в благочестии утверждающий».
Потеплело, выглянуло солнышко. Вот и зашли в нижнюю церковь Покровского храма. Поют. Только это не акафист! В центральном приделе идет служба. Сколько раз была у Матронушки, а на службу здесь не попадала. Престольный праздник, оказывается, в честь святителя Ионы. Помазание. Постою на службе. Акафист потом дочитаю. Отхожу в сторонку, чтобы не мешать тем, кто продолжает двигаться к раке с мощами преподобной. Служба идет долго. Стою прямо возле солеи. Чуть в сторонке от распахнутых дверей алтаря. За ними – рай, так говорят. Когда отворяются двери алтаря – отверзаются небеса. Туча, что набежала на душу, постепенно рассеивается. Передают поставить свечку. А у меня в руках цветы. Уже не такие задорные лучики-лепестки… Они же завянут, пока я к Матронушке дойду. Нехорошо… Так хотелось сделать подарок! Ну, может, поставить их в ближайшую вазу – к Казанской иконе Божией Матери? Матронушка ведь на меня не обидится… Я ей в следующий раз принесу…
Вот и закончилась служба. Снова присоединяюсь к очереди к мощам. Рядом стоит женщина с веткой роскошных тигровых орхидей! Вот это да!
– Благодарите за что-то? – невольно сорвался бестактный вопрос.
– Да! – женщина счастливо улыбается. Отворачивается, потом неожиданно наклоняется ко мне и радостно говорит:
– Помогла, хотя я даже не просила.
– Как это? – спрашиваю.
– Ну, о себе не просила. Как всегда – за родных. Столько у всех проблем! О себе забываешь. А я года полтора кашляла. Непонятно почему. Замучилась: лекарства не помогают, врачи не понимают. Ходила к гомеопату, только этими «шариками» спасалась. А в тот день, когда как раз у Матронушки была, лекарство у меня закончилось. И я только через сутки спохватилась, с утра, что надо же сходить купить. И вдруг понимаю, что кашля нет! Как рукой сняло. Вот как мне матушка помогла!
От ее улыбки на душе стало совсем хорошо. Помогает! Даже если не просишь. Дает то, что необходимо. Надо только веру иметь. Искреннюю и чистую. И быть благодарным. Научиться благодарить. Хотя бы за все хорошее. Поначалу. А то ведь – я и раньше это чувствовала – приходим в храм, как в супермаркет: «Господи, мне этого, этого и вот этого. И побольше. И поскорее. Пожалуйста!»
А там видят, что нам нужнее всего. И дают, наверное, тем, кто сумеет понять и принять этот дар. «Имущи от Бога дар прозрения издетска, блаженная мати, сокровенная сердец приходящих к тебе ведущи, и оным будущая, яко настоящая сказующи, многия люди на путь благочестия направляла еси».
Рака с мощами. Матушка Матронушка, «душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя…»
Вот они, полюбившиеся мне, такие важные слова – над самой ракой: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
И в этот раз я так явно, как никогда, ощутила, что ты «невидимо предстоишь» и слушаешь нас. Каждого… Но после всех событий сегодняшнего дня даже не осталось желания постоять в сторонке, рассказать о том, что наболело. Отпустило. Слава Богу!
Склоняюсь над ракой. Матушка, благослови!..
И торопливо отхожу в сторону – к «цветочницам» – так я про себя окрестила девушек, раздающих освященные у мощей Матронушки цветы… И в моей руке оказывается веточка маленьких желтых «солнышек». Точно таких, как те лучистые хризантемы, которые так понравились мне в магазине…
Спасибо, Матронушка!
«Радуйся, печалей наших утолительнице; радуйся, в скорбех утешительнице…»
Тропарь блаженной Матроны Московской
глас 4
Земли Тульския прозябение, / града Москвы ангелоподобная воительнице / блаженная старице Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.
Тропарь блаженной Матроны
глас 2
Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.
Кондак блаженной Матроны
глас 7
К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.
Молитва блаженной Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различные чудеса источающи, призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единого Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Православный автор-исполнитель Алексей Мысловский представляет песню о святой блаженной Матроне Московской.