27 февраля 2020 г. Просмотров: 1035
АЗБУКА ВЕРЫ
КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
Священномученик Гермоген (Ермоген), патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков. В миру носил имя Ермолай. Годы юношеского и зрелого возраста Гермогена совпали с выдающимися событиями отечественной истории: покорение Казани, Астрахани, Сибири; венчание Иоанна IV на всероссийское царство, издание Судебника, проведение первых Земских Соборов.
Разделил будущий патриарх в полной мере и скорбь своего Отечества по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно русских земель, преследовала там православие, стремясь насадить церковную унию под началом Рима. Эти исторические события оказали глубокое влияние на Гермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству.
Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм.
Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Гермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. В 1587 году он был назначен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 13 мая 1589 года владыка Гермоген был хиротонисан во епископа, и в том же году новоизбранный патриарх Иов возвел его в сан митрополита Казанского и Астраханского. На этой кафедре святитель Гермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман (татар), приводя их к православной вере.
В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. В 1594 году митрополит Гермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. В 1595 году при непосредственном участии святителя Гермогена совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4/17 октября, 5/18 декабря, 20 июня/3 июля), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4/17 октября, 11/24 апреля), жизнеописания которых он впоследствии создал. По ходатайству святителя Гермогена была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую.
3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен патриархом Московским и всея Руси. В это время ему было более 70 лет.
Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить православие. Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца ... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...».
Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.
Патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на caмоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Гермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.
В 1610 году самозванец, прозванный «тушинским вором», был убит своими приближенными. К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского (в июле 1610 года) Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Этому решительно воспротивился патриарх Гермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Гермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Гермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.
Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. И 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее – при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти патриарх Гермоген лежал как живой, а в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Велико общенациональное значение святителя Гермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит для русского человека ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные: сентябрь, октябрь, ноябрь и первые 20 дней декабря, а также в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав». При этом святитель Гермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагоговейности при богослужении.
Обладая выдающимся умом, святитель Гермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего – в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью патриарх Гермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя.
Тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, глас 4
Росси́йския земли́ пеpвопpесто́льниче/ и неусы́пный о ней к Бо́гу моли́твенниче!/ За ве́pу Хpисто́ву и па́ству твою́ ду́шу свою́ положи́в,/ стpану́ на́шу от нече́стия изба́вил еси́./ Те́мже вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// священному́чениче Еpмоге́не, о́тче наш.
Кондак священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, глас 6
Темни́цею и гла́дом изнуря́емь,/ да́же до сме́рти ве́рен пребы́л еси́, блаже́нне Ермоге́не,/ малоду́шие от серде́ц люде́й твои́х отгоня́я/ и на о́бщий по́двиг вся призыва́я./ Те́мже и нечести́вых мяте́ж низложи́л еси́ и страну́ на́шу утверди́л еси́,/ да вси́ зове́м ти́:// ра́дуйся, засту́пниче Росси́йския земли́.
Величание святителям Московским
Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси
О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Ермоге́не! К тебе́, моли́твеннику те́плому и предста́телю пред Бо́гом непосты́дному, усе́рдно притека́ем, в ну́ждах и ско́рбех на́ших утеше́ния и по́мощи прося́ще. В дре́внюю годи́ну искуше́ний, внегда́ обыше́дше обыдо́ша страну́ на́шу нечести́вии врази́. Госпо́дь яви́ тя Це́ркви Свое́й столпа́ непоколеби́ма и лю́дем росси́йским па́стыря до́бра, ду́шу свою́ за о́вцы положи́вша и лю́тыя во́лки дале́че отгна́вша. Ны́не у́бо при́зри и на ны, недосто́йная ча́да твоя́, умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем тебе́ призыва́ющая. Кре́пость бо на́ша в нас оскуде́, и вра́жия ловле́ния и се́ти обыдо́ша нас. Помози́ нам, засту́пниче наш! Утверди́ нас в ве́ре святе́й: научи́ нас всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия и вся преда́ния церко́вная, от отец нам запове́данная. Па́стырем на́шим бу́ди архипа́стырь, во́ином вождь духо́вный, боля́щим врач, печа́льным уте́шитель, гони́мым засту́пник, ю́ным наста́вник, всем же благосе́рдый оте́ц и за вся те́плый моли́твенник; я́ко да моли́твами твои́ми огражда́еми, непреста́нно воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
иеромонах Гурий
Похвальное слово в честь и память святейшего патриарха Гермогена
Ныне, в 17-ый день февраля (1912г.) исполняется 300 лет со дня блаженной кончины великого мужа Русской Земли, Святейшего Патриарха и священномученика Гермогена.
Это был муж великой веры и праведности, муж глубокой любви к своей родине и православному народу.
В те дни, когда на Русь святую надвинулось время злого лихолетья, когда ее царственный трон расхищали самозванцы и к шапке Мономаха простирали дерзостные руки властелины католической Польши, когда большая часть Московского боярства уже продавала Россию, забыв исконные заветы и древние устои родной земли, а народ, потеряв голову от междоусобий и безвластия в центре правления, метался и глухо волновался, не зная, что ему делать и что предпринять, – в эти дни зловещей смуты Господь благословил стать у верховного церковного кормила, – бывшему некогда смиренным иереем Николо-Гостинно-Дворской церкви г. Казани, а впоследствии Святителем Казанской митрополии, – великому печальнику Русской земли, Святейшему Патриарху Гермогену. И сей дивный муж, смиреннейший и кроткий в монашеском уединении стал силой Божьей дерзновенен и могуч в минуты горя и волнений. Он стал спасителем страны и веры в годину тяжких зол и лютых испытаний.
Как служитель Единого Бога и Церкви Святой, он, чуждый интриг за власть, могущество и почет, мощно встал непоколебимым борцом за целость и господство православной веры, охранение которой чрез высший сан Епископа и Патриарха ему вверил Творец; встал борцом за всю Русь Христову, за весь её православный богоносный народ, уже предназначенный во власть схизматика короля, его своенравных фанатиков панов и изменников московских бояр.
Твердо зазвучал голос верховного пастыря Русской Церкви с амвона Московского Успенского собора в грамотах по Руси, в речах против крамольных бояр, – и дерзновенное святительское слово разнеслось по всей необъятной шири Русской земли. Пронеслось оно по большим городам и всем населенным местам, проникло в глушь сел, деревень и погостов, заглянуло и туда, где вдали от мирской суеты, в молитвенном уединении, служа Богу, день и ночь, теплились, как лампады пред Богом, светочи родной земли, ходатаи за царей и народ, подвижники спасения.
И всколыхнуло это могучее пастырское слово, – слово веры, дерзновения и любви, – Русскую землю. Переходя из уст в уста, из семьи в семью, из монастыря в келью отшельника пустыни, оно спускалось в недра сердец человеческих, зажигало сердца пламенем огненной молитвы к Богу и волновало жаждой спасения родной страны от хищной пасти злобных иноверных врагов, от измены коварных, продажных бояр. Тысячи рук поднимались к небу, молитвенный вопль из глубины народных сердец несся в надзвездную высь к Престолу Всевышнего Бога. Люди Святой Руси соединялись в молитве, народная душа изливалась в слезах покаяния и ими орошала многострадальную землю.
Если двух или трех собравшихся во имя Божие слышит Милосердый Творец, – мог ли Он не услышать покаянных стенаний сердца Русской земли, молений ее смиренного православного люда?!
Вера народа оправдала его упования. На слезы сокрушения, на пламень молитвы о спасении православных людей и земли, возженный дерзновенным святительским словом, скоро снизошло благословение свыше.
Господь воздвиг из среды народа достойных вождей. С чудотворными образами и знаменами Христа, с упованием на Всемогущую Божию силу и молитвой в устах двинулись с разных концов необъятной Руси христолюбивые Божии люди на спасение своей земли. Силой Божией и молитвами Святых они спасли ее от вражьих козней, прогнали хульников от святынь Москвы, очистили от поругания Божьи храмы и прочно утвердили царственный скипетр за избранником Бога и народа, за наилучшим из сынов освобожденной Руси, юным благочестивым царем Михаилом Феодоровичем Романовым.
Так, по призыву духовного вождя, чрез пламень молитвы и слезы покаяния, обновилась Русская Земля в годину тяжкого страдания, и возродилась, и расцвела, и стала шириться и крепнуть больше, чем в прежние годы. Ее духовный вождь, Святитель Божий Гермоген не дожил до дней обновления родной страны. За свое дерзновенное слово и дело он умер от голода и истязаний в душной мрачной тюрьме.
Но, умерши телом, святитель остался жить на святой Руси своим духом. Он пророчески видел восходящую зарю обновления исстрадавшейся земли и предрек славное имя того, кто станет Помазанником Божиим во главе возрожденной Руси. Он духом венчал на царство Михаила. Он духом своим доныне живет в русских душах и славную память о нем мы свято храним в наших грешных сердцах.
И ныне, уже в день трехсотлетнего воспоминания блаженных страданий и священной кончины, мы чествуем память твою, спаситель и обновитель Русской Земли!
Призри на нас, Святителю Божий, и обнови нас, и вдохни твой духи силы дерзновения в наши грешные сердца. И умножи нас, умножи людей веры, людей любви к Царю, отечеству и многострадальному народу.
Да сияет вера наша, как блеск солнца на земле!.. Пусть не меркнет свет ее и слава в злобной и дерзкой крамоле!..
Да крепнет Царь Державный, молитвами народа укреплен! Пусть за совесть правит Он народом, пред Господом ответ творит; износит правый суд злодеям и милость любящим его!
Да расточатся, как дым, враги народа: все те, кто зазирает его веру, кто отрицает его Бога, стыдится почитать его Святителей; кто клянет пути его заветной жизни и не боится страшного суда!
А ты, народ-молитвенник усердный, поучайся у своих Святителей! Храни то, за что они страдали, не бросай святыни псам! Люби Бога и Царя! Оберегай устои веры! Поминай отцов заветы и жизнь святую проводи! Помни Святителя Христова, страдальца за тебя, за Русь! Его молитва пред Господом за родную землю Божий гнев утишила и дни благодатного возрождения ей ниспослала.
Ты дорог нам, Святитель Божий, как светоч Русския земли!..
Святую любовь твою к нам созерцая, мы преклоняем колена пред Богом о вечной памяти твоей, добрый пастырь Русской Православной Церкви!
Профессор-Иеромонах Гурий.
Источник: Похвальное слово в честь и память святейшаго Патриарха Гермогена [Текст] : [произнесено в кафедральном Благовещенском соборе г. Казани …] / [иеромонах Гурий] (Степанов Алексей Иванович; архиеп. Суздальский). - Казань : Типолитогр. Имп. ун-та, [1908]. - 4 с.
=================
По материалам православного портала АЗБУКА ВЕРЫ
|