Поделиться в соцсетях:

14 сентября - церковное новолетие

12 сентября 2020 г. Просмотров: 970

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

 

На Руси новый год отмечали 1 сентября, и эта традиция имеет давние истоки. Мы привыкли, что смену календарного цикла вся страна, да и мир, отмечают зимней ночью, но никак не ранней осенью. О том, почему Церковь празднует новолетие в сентябре и о что обязательно нужно сделать перед началом нового года, расскажем сегодня.

 НАЧАЛО ИНДИКТА

Слово «индикт» происходит от латинского indico и переводится на русский язык как «назначение цены». В Римской империи в начале первого тысячелетия император Октавиан установил плавающий период сбора налогов с населения от 5-ти до 15-ти лет, назвав его индиктом. В 314 году индикт был строго установлен сроком в 15 лет, а в 462 ему определили жесткую дату – 1 сентября. Таким образом, каждые 15 лет уже в Византийской империи отмечалась смена очередного налогового цикла. А при императоре Юстиниане I на первый день осени выпало закрепленное государственным указом начало нового календарного года, который и стал называться индиктом, а по-русски годом.

Светский праздник империи быстро перекочевал в Церковь: в храмах стали совершать богослужения, испрашивая благословения Божьего на начало календарного цикла. В этом действительно есть логика. Богослужебный круг, в котором живет Православная Церковь, имеет три основных уровня: дневной, недельный и годовой. То есть, христиане ежегодно проходят не только через одни и те же сменяемые друг другом сезоны, но и повторяющиеся из года в год праздники. Неудивительно, что Церковь приняла решение просить Бога о помощи и благословении верующих в очередном цикле духовной брани.

 ТРИ НОВЫХ ГОДА В РОССИИ

Русь приняла Православную веру от греков, следовательно, перекочевал в церковный календарь и празднуемый в Византии индикт. В славянском переводе тропаря праздника Церковь испрашивает у Бога мира между людьми и защиты селению, в котором молитва возносится. До 1700 года отмечаемое в Церкви новолетие считалось в России государственным праздником. Кроме того, русские люди вели летоисчисление от сотворения мира, а не от Рождества Христова (в таком случае, сейчас на дворе 7528, а не 2020). В Москве праздник сопровождался торжественным богослужением, обращением к народу с главной площади царя и предстоятеля Церкви, а также народными гуляниями и весельем.

Все изменилось с приходом к власти Петра I. Стремившийся к максимальной, как бы сейчас сказали, евроинтеграции, монарх принял решение о перенесении даты начала нового календарного года на 1 января. С тех пор в России отмечалось два новых года: церковный и светский. Надо сказать, что 1 сентября и 1 января исчислялись по юлианскому календарю, следовательно, в переводе на язык современных дат, это 14 сентября и 14 января.

Так продолжалось вплоть до прихода к власти большевиков. В борьбе со старым укладом и стремлением подорвать духовные основы народа безбожники перешли на григорианский календарь и установили новую дату празднования смены лет за неделю до Рождества Христова – 1 января. И если согласно старому календарю светский новый год праздновался спустя неделю после великого праздника и окончания Филиппова поста, на святках, то теперь народ пытались приучить к нарушению духовного воздержания. Так в России появилась третья дата новолетия. С тех пор Церковь официально отмечает новый год 14 сентября, 1 января считается государственным праздником, а кроме того, в народе еще живет память и старой дате 14 января.

 НА СТУПЕНЬ БЛИЖЕ К БОГУ

Год в жизни человека напоминает марафонскую дистанцию, замкнутый и определенный временными рамками маршрут, которой регулярно повторяется. Но человек, несмотря на внешнюю неизменность дистанции, с каждым пройденным маршрутом меняется. Внешне на тело и организм человека действует время: происходит процесс сначала взросления, а затем старения. Но главные изменения совершаются в людском сердце.

Для христианина празднование нового года в духовном смысле имеет огромное значение. Можно подвести итоги прошедшего календарного периода, посмотреть на себя и свою жизнь, оценить нравственное состояние и задать себе важные вопросы. Что я делал хорошего за этот год? Стал ли я ближе к Богу? Что мне нужно изменить, от чего избавиться и что приобрести на этом нелегком пути? Чего мне обязательно нужно попросить у Господа для себя и своих близких?

В начала новолетия Церковь соборно молится Бога о благословении предстоящего года. Мы не знаем, что нас ждет впереди. Жизнь изменчива и непредсказуема. Но мы можем вверить себя в руки Бога и попросить Его заступничества, помощи, покровительства и защиты. Только Он есть Истинный Хозяин наших душ. Поэтому время церковного новолетия стоит освятить молитвой с просьбой о помощи и благословения Божия на все сферы жизни за себя и близких.





Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас 2

В вышних живый Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.
 



Евангельское чтение (новолетия)

(Лк.4:16-22. – Зачало 13)



[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]

[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:

«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»

(Ис.61:1-2)

И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.

И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»

Комментарий к Евангельскому чтению

«Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы. Об этом мы читаем у Луки чуть далее. Националистическое и политизированное сознание евреев не может принять «Царство не от мира сего». «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?» (Деян.1:6), – с надеждой вопрошают апостолы своего Учителя даже в день Его вознесения!

«Слово пророка Исайи, которое Господь Иисус читает в назаретской синагоге, – одно из самых известных мессианских пророчеств. Столетиями оно читалось в собраниях иудеев и наполняло сердца верующих радостью и надеждой. Сквозь все перипетии истории, через все бедствия и трагедии, падения и восстания Израиль пронёс надежду на то, что придёт Некто, Кто даст исцеление сокрушённым сердцем и освобождение пленённым, Кто отпустит измученных на свободу. За века иноземного гнета такие пророчества стали ещё и знаменем болезненного патриотизма, слишком приземлённо понимавшего «лето Господне благоприятное». И вот, не в первый уже раз, является в Израиле проповедник, совершающий чудеса и возвещающий неслыханное. <…> И потому, когда Он сел, глаза всех были устремлены на Него. Греческий текст говорит здесь ярче синодального перевода: «глаза всех впивались в Него». Все ждут, что Он скажет дальше. И в этот день из уст Иисуса звучит то, чего ждали веками: «Сегодня исполнилось это слово Писания». В Нём исполнилось ожидание людей, в Нём и доныне исполняется наша надежда на жизнь, истину и любовь.

А дальше происходит нечто ужасное. Как только Иисус, посланный Богом Спаситель, говорит о том, что спасение дано всем, а не только иудеям, – Его выгоняют, чтобы убить. Это грозное предупреждение всем нам. <…>» («Мысли вслух» на Лк.4:16-22).

 
© СоборРостов,
2017 г.
  Яндекс.Метрика