Поделиться в соцсетях:

Православные праздники в календаре РСФСР при большевиках (до 1929 г.)

08 февраля 2016 г. Просмотров: 1142

Е.А.Попов

Если посмотреть на производственные табели-календари первых двенадцати лет после 1917 года, то в глаза бросается обилие религиозных праздников, хотя по сложившему стереотипу следовало бы ожидать наоборот их полный запрет или, как минимум, не признание.

 

Тем не менее, количество государственных праздников несколько уступало количеству религиозных. И это касалось не только православных праздников, ведь календарь был довольно свободным и допускал на местах вводить свои дополнительные праздники с учетом местных традиций и верований.


Одним из первых декретов Совнаркома РСФСР, который регламентировал выходные и праздничные дни, был «О ВОСЬМИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ» (от 29.10.1917 г. / 11.11.1917 г). Уже во втором пункте декрета упоминаются религиозные праздники:



2. Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий (п. 1 ст. 103 Уст. о Пром. Труде - нормальное рабочее время), не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.
В канун Рождества Христова (24 Декабря) и праздника Св. Троицы работа оканчивается в 12 час. дня.
---- (Конец цитаты)

Таким образом, в дни перед Рождеством и Троицей Совет Народных Комиссаров РСФСР приписывал сокращенный рабочий день – работа только до обеда. 
А вот пункт 10 указывал перечень выходных и праздничных дней (но даты еще по старому стилю):
10. В расписание праздников, в кои не полагается работать, включаются обязательно все воскресные и следующие праздничные дни:
1 Января [Новый год], 6 Января [Крещение Господне], 27 Февраля [Низвержение самодержавия], 25 Марта [Благовещение Пресвятой Богородицы], 1 Мая [День Интернационала], 15 Августа [Успение Пресвятой Богородицы], 14 Сентября [Воздвижение Креста Господня], 25 и 26 Декабря [Рождество Христово], пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.

Примечание 1. Для не-христиан допускается внесение в расписание других праздников, взамен воскресных, сообразно закону их веры; из остальных же упомянутых в сей ст. праздников для них обязательно внесение тех, кои не указаны в следующем примечании.
Примечание 2. По желанию большинства рабочих предприятия или хозяйства или какого-либо его отделения праздничные дни 1 и 6 Января, 15 Августа, 14 Сентября, 26 Декабря, суббота Страстной недели и понедельник Пасхальной недели могут быть заменяемы другими свободными днями.
---- (Конец цитаты)

Согласно примечаниям 1 и 2, обязательными для празднования становились Благовещение, первый день Рождества, второй день праздника Сошествия Св. Духа, а также пятница Страстной недели и вторник Пасхальной недели. А вот вторник Пасхальной недели получался как обязательный выходной день?!
Всего же праздничных дней по свежеиспеченному декрету набиралось пятнадцать, что относительно календаря России царской уменьшало их количество... на треть! Ибо по установлению закона от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» дней неприсутственных (как они тогда именовались) было аж сорок пять (по подсчетамhttp://oko-planet.su/history/historysng/print:page,1,305038-gulyay-rvanina-kalendar-na-1925-god.html)

Но более серьезные изменения в календарь были внесены  декретом «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» (24 января 1918 годастарого стиля), который определял, что после 31 января 1918 года будет следовать не 1-е, а 14 февраля. То есть поправка на 13 дней для перехода от юлианского календаря к григорианскому.
Изменение стиля летоисчисления вызвало отрицательную реакцию со стороны Церкви. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов — о богослужении и правовом положении Церкви в государстве. Оно состоялось 29 января 1918-го. Председательствовавший митрополит Арсений (А. Г. Стадницкий) потребовал скорейшего решения проблемы — к следующему дню. По его мнению, оба отдела должны были выработать аргументированную позицию по столь принципиальному для Церкви вопросу. Срочность диктовалась введением нового стиля через два дня, с 1 февраля.
На заседании единодушно решили сохранить юлианский стиль летоисчисления в церковном обиходе. Вскоре для углублённого изучения календарного вопроса была образована специальная комиссия РПЦ. Руководитель комиссии профессор Глаголев предложил временно отменить 31-е числа всех месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым «без резких движений». Вместе с тем, членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей.
В последующие годы РПЦ продолжала придерживаться старого стиля. Одной из причин этого явилось негативное отношение церковнослужителей к советской власти. Примечательно заявление, сделанное одним из делегатов Поместного собора М. А. Семёновым: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них не реагировать. Я знаю, что так очень многие поступают»

Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить Церковь изменить летоисчисление. В результате получалась двойственность, которая образовывала дополнительные проблемы в определении церковных праздников.


Следующая регламентация праздников в новой России была осуществлена 2 декабря 1918 года, когда были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях», что закрепилось затем в «Кодексе законов о труде», принятом 10 декабря 1918 г. 
В приложении к статье 104 раздела «О рабочем времени» там, в частности, говорилось:
7. Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции.
8. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако, условии, чтобы такие дни отдыха не оплачивались.
---- (Конец цитаты)
Вот. То есть с 1919 года оплачивались только государственные (революционные) праздники, а остальные просто не возбранялись. Но в каждой местности такие праздники были свои.
Но если на предприятии было много иноверцев, то такие предприятия могли сами устанавливать выходные под свои религиозные праздники. Но также не более 10 в год.

Но непризнание Церковью новой власти и публичное игнорирование григорианского календаря тревожило большевиков и для окончательного  подчинения себе православных организаций ОГПУ было организовано движение обновленчества и создана специальная антирелигиозная комиссия. 


Но этому предшествовало следующее событие. 5 мая 1923 года на проходившем в Москве с 29 апреля по 9 мая в храме Христа Спасителя Втором Поместном Всероссийском Соборе (Первом обновленческом) был рассмотрен вопрос "О Реформе календаря".

Из протокола этого заседания:
С докладом о реформе календаря выступает митрополит Антонин. Докладчик указывает, что первый Вселенский Собор не устанавливал никакого особого принципа для вычисления религиозных времен. Он просто взял существовавший тогда календарь. В дальнейшем докладчик доказывает возможность безболезненного перехода на Грегорианский календарь и знакомит Собор с правилами астрономического вычисления времени. Оказывается, что в связи с запаздыванием Юлианского календаря, православная церковь нарушила все правила Вселенского Собора и празднует теперь Пасху месяцем позднее, против того, как определил Собор. И потому, говорит докладчик, бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо. Почин России в этом отношении может иметь международное значение, хотя идея введения Григорианского календаря уже предвосхищена Финляндией, Эстонией и Грецией. Что касается вопроса о совпадении еврейской пасхи и православной, при условии перехода на Григорианский календарь, то докладчик в этом не видит ничего страшного, а наоборот, считает это обстоятельство крайне важным для братского единения народов. При совпадении праздников, - говорит митр. Антонин, — у человечества будет хотя бы один день в году, когда все во всём мире будут, соединены одной мыслию: всепрощения, братства и равенства.
В настоящее время в Константинополе заседает православная конференция, под председательством константинопольского патриарха Мелетия и вырабатывает технику перехода на Григорианский календарь. С своей стороны докладчик предлагает перейти на Грегорианский стиль с 12 Июня текущего года, но, причём для этого он предлагает в воскресение 21 Мая соединить два последующих воскресения и, кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресения в одно.
Собор без прений соглашается с докладом митрополита Антонина и выносит соответствующую резолюцию».


Русская Православная Церковь находилась в расколе. Одна часть священнослужителей стояла до конца за традиционный календарь, другая считала, что надо в этом уступить власти, третья сама еще была увлечена революционным романтизмом обновления.
Так или иначе, к моменту проведения Собора обновленцы занимали две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Но нет никакого сомнения, что власть умело играла на этих противоречиях, во многом их подогревая и провоцируя, да и сам обновленческий собор 1923 г. готовился, контролировался и управлялся закулисно структурами ЦК РКП(б) и ГПУ. Главная задача была всех этих действий обеспечить совмещение церковного календаря с государственным (собственно и с европейским).

Чтобы закрепить успех обновленцев, Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) 30 июля 1923 года, "рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания", издал декрет «О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ по СТ. 112 КОДЕКСА ЗАКОНОВ о ТРУДЕ ИЗДАНИЯ 1922 года СО СТАРОГО на НОВЫЙ СТИЛЬ»:
Установленные Народным Комиссариатом Труда, по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, на основании ст. 112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года дни отдыха, в числе десяти, совпадающие с праздниками населения православного вероисповедания и закрепленные по новому грегорианскому календарю применительно к старому юлианскому календарю, перенести на соответствующие числа нового грегорианского стиля.
Причем перевод православных праздников с юлианского на григорианский предписывалось сделать не дожидаясь следующего года, а немедленно
На волне преследований и давления патриарх Тихон был вынужден подписать документы, в которых предписывалось считать день, следующий после 1 октября 1923 года, сразу 14 октября. При этом указывалось, что введение нового календаря не затрагивает догматов и священных канонов православной церкви и находится в точном соответствии с данными астрономической науки. Особенно подчёркивалось, что постановление являлось не введением григорианского календаря, а лишь исправлением старой пасхалии. Это решение было принято под давлением ОГПУ. Однако недовольство многих верующих и служителей Церкви побудило патриарха уже 8 ноября отменить своё решение, мотивируя это тем, что «удобное время для перехода на новый стиль уже прошло».
Такое положение сохранялось до 1929 года. Сталин провозгласил курс на индустриализацию СССР. По мысли руководства страны, новый календарь должен был соответствовать непрерывному производственному циклу. Решили перейти на пяти- или шестидневку: пять рабочих дней и один выходной. Все работники предприятия делились на равные группы со своими скользящими графиками. Получалась мозайка вместо календаря.


Но уже 23 августа 1930 Наркомат труда РСФСР представил свой анализ такой ситуации в правительственную комиссию по введению в СССР непрерывного производства. Наркомат считал, что «опыт применения скользящей шкалы показал, что при существующем общегражданском григорианском эта шкала с трудом усваивается населением, осложняет составление графиков и т. д.». Обсуждение шло еще много лет.
В итоге 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Оно вернуло в СССР привычное сочетание рабочих и выходных дней и положило конец попыткам изменить календарь. Как государственный, так и церковный.
И только уже в современной России появился праздничный день Рождества Христова, а в мусульманских республиках свои религиозные праздники.
 



 
Внутренние ссылки азов батайск волгодонск Воронеж 100 000 подписей против фильма Матильда 100 лет 100 лет подвига святой царской семьи 100 лет революции 100 тысяч подписей 100 тысяч подписей против Матильды 100 тысяч подписей против Матильды Президенту РФ 150 лет со дня рождения Николая II Романова 17 июля 17 июля 2018 1917 2018 акция Царская Свеча Александр Пасечник Алексей Осипов Андрей Борисюк аркс Архиереи Русской Православной Церкви архимандрит Лонгин (Жар) архипастыри РПЦ Архирейский собор 2017 Афон банки безкорыстная любовь биометрическое водительское удостоверение биометрия Благодатный огонь благотворительный фонд Я БЕЗ МАМЫ Бог есть любовь богоборчество борьба со злом В.П.Филимонов вакцинация Валентин Катасонов Валерий Филимонов Ватикан Великий пост венерина мухоловка вера вера православная верующие Виктор Аксючиц Виктор Саулкин Владимир Лавров Владимир Семенко власть возрастная котировка 16+ возрастная котировка 18+ возрождение России волков восстановление монархии вред здоровью детей вред развитию детей Всеволод Чаплин вспышки на Солнце вуз высшее образование Галина Царёва Ганина Яма глобализация ГосДума РФ григорианский календарь давка на Ходынке движение царский крест дгту День памяти Царственных страстотерпцев Ростов-на-Д День памяти Царственных страстотерпцев Ростов-на-Д День памяти Царственных страстотерпцев Ростов-на-Д День памяти Царственных страстотерпцев Ростов-на-Д День памяти Царственных страстотерпцев Ростов-на-Д депутат Н.В.Поклонская депутаты ГД РФ против фильма Матильда Дмитрий Донской добровольский Донская земля духовность духовные причины революции душа России Е Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Хрис Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Хрис Екатеринбург Екатеринбург 16 июля екатеринбургская епархия епископ Тихон Шевкунов ересь экуменизма жертвенная любовь ЗА запрет абортов запрет проката фильма Матильда затопленная колокольня защита семьи защита христианских ценностей защита царской семьи ЗимняяВишня знамения Бога Иверский женский монастырь идеал христианской семьи Иерусалим изъятие детей из семьи икона Царя-Мученика Императора Николая II иконы Иларион Алфеев император Николай II империя интеллигенция информационная безопасность информационная безопасность России информационное общество историк Пётр Мультатули историческая оценка революции историческая правда историческое общество Двуглавый Орёл историческое просвещение история история православия история россии история России которую приказали забыть Калязин катастрофа католики Кемерово киберпреступность кибершпионаж кинокластер киностудия княжна Ольга Романова княжна Татьяна Романова коллективное обращение Президенту РФ коллективноеписьмо КоординационныйКомитетПротивВнедренияУЭК коронация императора Николая II космос кощунство красный сатанизм крестный авиаперелёт по границам России 1999 крым крымнаш Куликовская битва ленинский эксперимент лжеостанки царской семьи лживые мифы либералы ложь матильды Любовь любовь к детям Межфракционная группа депутатов мироточивая икона миссия России Миссия России Александр Пасечник Александр Молотко митрополит Вениамин митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин митрополит Иларион митрополит Иоанн Снычёв митрополит Липецкий и Задонский Никон митрополит Псковский Евсевий Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава мифы о царе Николае II молебен молитва монархическое движение монастыри юга России монастырь в Ростове-на-Дону мошенники Мученический подвиг Царской Семьи Надежда народ народовластие настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы горо настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы х. К Наталья Поклонская научная конференция 14 июля новочеркасск новый перевод нравственное правописание общественные организации общество олигархия орфография до 1918 оскорбление чувств верующих оскорблениечувствверующих Остановим Матильду отечество отказ от проката в регионах России открытоеписьмоПрезидентуРФ отречения не было очищение паломники паломничество память о царе Николае II папизм Пасха Христова 2018 Патриарх Всея Руси Кирилл Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл патриарх Тихон патриархальная русская семья пацаев первый международный позитивный информационный пор первый международный позитивный информационный пор первый международный позитивный информационный пор Первый Международный Позитивный портал Петр Мультатули пластиковые карты подмена сценария фильма"Матильда" пожар позиция РПЦ по технологиям учёта и персональным да позиция РПЦ по технологиям учёта и персональным да позиция РПЦ по технологиям учёта и персональным да покаяние покаяние спасёт Россию поклонный крест царским мученикам пошли нам Господи терпенье правда о последнем Русском Царе правда о царе Николае II правда о царской семье православие Православная Пасха православное христианство православные монастыри России православные храмы православныефонды православный взгляд на революцию признаки апокалипсиса приставка БЕЗ и БЕС приют для детей прости нас государь ПРОСТИ НАС ГОСУДАРЬ! Против Единого Личного Идентификационного Номера против фильма "Матильда" против фильма Матильда против экуменизма противфильмаМатильда протоиерей Всеволод Чаплин Путин радио Радонеж растение-хищник растения умеют считать революция романовы Роскомнадзор ростов ростов-на-дону Руководитель отдела по церковной благотворительнос русская катастрофа Русь Святая сайт царская-семья.рф самодержавие духа сбор подписей против фильма Матильда Святая Гора Афон Свято-Вознесенский монастырь святогорские монахи священники семья Сергей Алиев Сергей Бехтеев Сергий Алиев Сергий Радонежский символ веры служение Церкви и Отечеству собор Соборная молитва собрание Совет православной патриотической общественности сорванный триумф Союз православных юристов СПЕЦ СПЕЦТВ справедливость ссср ст.148 УК РФ старец Илий статья148УКРФ сто лет революции СтопМатильда судебный процесс против Матильды Торжество Православия традиционные семейные ценности традиционные ценности Тулеев убийство царской семьи Угличское водохранилище управление учет и обработка персональных данных уэк февральская революция Фестиваль семейного кино ВВЕРХ фильм Государь Император Николай II Искупительная фильм Оболганный Государь фильм Форпост фото Адлер фото Ростов-на-Дону храмы храмы Дона храни веру Православную христианская любовь Христианские ценности христианство хрущев художественный вымысел и ложь хула на царя Николая II цареборцы царская семья Царские дни 2018 Царские Дни в Екатеринбурге царские останки Царский год-2018 Царский Екатеринбург Царский Екатеринбург 2018 Царский Крестный Ход Царский поклонный крест царский поклонный крест в Иверском монастыре церковь цифровая экономика цифровое имя человека цифровое общество чистота веры чистота православной веры экспертиза фильма Матильда экуменизм электронная идентификации личности электронное правительство электронное рабство электронный концлагерь электронный мировой концлагерь ювенальная юстиция юлианский календарь Юрий Болдырев ЮЮ
© СоборРостов,
2017 г.
  Яндекс.Метрика