Поделиться в соцсетях:

Православное осмысление ленинского эксперимента над Россией

06 декабря 2017 г. Просмотров: 274

Лавров В.М., д.и.н.,

   У нас бывают разные точки зрения, кто и что являются для нас при этом приоритетом, авторитетом? Уверен, что для православных людей, для людей, у которых за советское время не атрофировалась совесть, самым большим авторитетом должен являться Святой патриарх Тихон. Что интересно, Тихон не был ни богословом, ни историософом, ни политиком, ни историком, но он был патриархом и поэтому от него ждали слова правды, ждали осмысления того, что происходит в России...И он должен был выступить в Храме Христа Спасителя в первый день 1918 года. И в этот день все от него ждали не только поздравлений и напутствий, но и анализа отношения Церкви к тому, что происходит в данный момент. И не сделать он этого не мог.

 


   
  И вот что патриарх говорит: «Минувший год был годом строительства российской державы, но, увы, не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? Наши строители своими реформами и декретами желают облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, даже народы, гораздо более нас культурные... Эту высокомерную идею их постигнет та же участь, что и замыслы вавилонян – вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они, на самом деле, превращают нас в несчастных, жалких, нищих, слепых и нагих».

    Вот такие были слова Патриарха. Причем, выступая в Храме Христа Спасителя, Патриарх говорил не только о большевиках, он говорил о социалистах и демократах того времени в целом. Цитирую: «Вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне русское государство. Разве слышали мы от наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желая сделать себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а только имени Господнему воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши (Плач. 1, 18)».

    Хочется даже повторить… «Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши». Пророческие слова! И в заключение своего выступления от 1 января 1918 года в Храме Христа Спасителя, Патриарх говорит, выражая принципиальную позицию Русской Православной Церкви: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без которого нет ничего доброго, и не может быть».
    Вот после таких вот слов, прекратить бы всё, что делалось и никакого 70-тилетнего эксперимента, никакого этого мучения. К сожалению, было не так. Я вот ещё хочу обратить внимание на интересный момент, 1 января 1918 года: наш первый парламент, учредительное собрание еще не начал работать, не открыт и не разогнан, т.е., это произойдет через 4 дня. Однако духовный опыт Патриарха Тихона не позволял ему тогда надеяться на данное знамя российской демократии.

    И хотя разгон первого нашего парламента – учредительного собрания, был очень важной политической вехой, но вот что интересно, об этом мы у Патриарха не находим ни слова. Он не откликнулся на разгон вообще.

    Но Патриарх откликнулся на другое, он откликнулся на кровавые расправы, которые происходили в те дни в Петрограде, Москве, Курске, Севастополе и других городах нашей Отчизны. И самая большая расправа – это был расстрел мирной демонстрации в поддержку учредительного собрания в Петрограде.

    Кстати, о фальсификации. Всю советскую историю писалось, что учредительное собрание было разогнано бескровно. Это ложь. Мне посчастливилось опубликовать первую статью во время горбачевской гласности, где описывалось, как происходил расстрел мирной демонстрации.

    Вот на эти кровавые расправы над людьми, вышедшими на поддержку первого парламента, и откликнулся как раз Патриарх. Цитирую Его слова: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы, ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаю приступать вам к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, – извергов рода человеческого, безбожных властелинов века сего».

    И дальше очень интересные слова, в которых повторяется, что не светлое будущее по языку безумцев, а тьма века сего – вот что происходит. Т.е., тьма века сего – таково духовное и нравственное состоятельное определение социализма. Это вот слова от 1 февраля 1918 года, в связи с разгоном демонстрации.

    Причем Патриарх не называет этих «властелинов» по фамилиям, но понятно, что это, прежде всего, лидеры большевиков во главе с Лениным. Причем в то время патриарх подчеркивал, и в частности выступая 12 февраля, что «многие скорби и страдания Господь послал нам, любовно наказуя нас и призывая к покаянию» – такие его слова тоже есть. И 12 февраля он писал: «Будем терпеливо переносить всё, веря, что не без воли Божьей совершается это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учением Христовым».

    Здесь сейчас мы уже можем сказать, что именно XX век дал наибольшее количество мучеников в истории Русской Православной Церкви. Можно, я думаю, сказать, что благодаря этим мученикам мы и выстояли в XX веке, сохранили совесть и вот сейчас всё-таки возрождаемся. Оценивая происходящее, не мог патриарх пройти мимо Брестского мира. И говорил он тут даже не столько о правителях, сколько о самом народе, о русском народе.

    Вот у него есть очень интересные слова, он спрашивает: «Куда же девалась былая мощь нашей Родины? Где вы, верные сыны ее, где вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшие землю родную? Неужели вы все погибли в кровавой борьбе, все полегли на полях боевых?»

    Дает сам дальше ответ: «Иссякла у вас не крепость телесная, даже не мужество духа вашего, а исчезла любовь к земле родной. Погасло в сердцах ваших пламя веры святой, той святой веры, которая воодушевляла предков наших проливать кровь за Отчизну на протяжении тысячелетнего бытия русской земли».

    И вывод Патриарха в этом послании от 18 марта 1918 года: «Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов, в нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества, в нем зародыши новых зол и войн для всего человечества.

    Церковь, помогавшая народу собирать и возвеличивать государство русское, не благословит такой мир, по которому даже искренне православная Украина отделяется от братской России, престольный град Киев – мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы российской. Такой мир порожден расслаблением духа и крайним падением обольщенного и несчастного народа».

    Вот такие замечательные слова нашего Патриарха. 28 мая 1918 года Патриарх говорит о том, что обольстило наш несчастный русский народ, что обольщен он «тлетворным человеческим учением». Он не называет это учение, но и так понятно, что речь идет о марксистско-ленинской идеологии.

    Спрашивается, какой же выход? Патриарх должен предложить и выход народу. Этот выход был предложен 16 июня 1918 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Были сделаны очень важные выводы. И я бы сказал, что они очень важные для историков.

    Послушаем, что говорил Патриарх: «Конечно, нужны преобразования, нужны реформы, но главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей. Об этом надо позаботиться прежде всего. Как Иов Многострадальный потерял всё, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера спасла его и возвратила ему всё потерянное, утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страдание, поношение, обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше, но была бы только крепка вера православных, только бы ее не утратил русский народ. Всё возвратится ему, всё будет у него и восстанет он как Иов из гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше».

    Удивительно откровенны и духовно прозорливы и просты слова русского православного патриарха!.. Причем слова о реформах, оторванные от духовного возрождения, дают духовный ключ к пониманию того, почему реформа императора Александра Освободителя закончилась великим крахом. Да, были замечательные реформы, была замечательная команда у императора, но происходило одновременно и духовное оскудение, превращение веры в некую формальность. Эти слова и для нас сейчас очень актуальны и злободневны.


    Ведь куда ведут сегодняшние наши реформы при нравственном разложении и американизации русского народа? Было это уже в XIX веке. Замечательные реформы закончились 1917 годом. Или вот в процитированных мною словах патриарха было сказано о зародышах новых войн. Причем, во множественном числе!

    Т.е. патриарх говорил не только о гражданской войне, которую может спровоцировать Брестский мир. Он говорил во множественном числе. И ведь действительно, исключение Антантой России из созидания послевоенного мира упрощало навязывание излишне тяжких и унизительных условий мира в Германии народу Германии, что объективно способствовало развитию зародышей национал-социализма. Такая логика здесь прослеживается. При этом патриарх даже и не думал о нацизме, но патриарх духовными очами видел, в России способны не только извлекать выгоду, но подниматься до всечеловеческого служения, и что без воспитанной в православии России мир чреват еще одной войной и злом для всего человечества.

    Что характерным было для патриарха, он не отзывался на очень важные политические события, но он говорил о важнейших моментах нашей истории, оценивал политические и даже всеобщие события. Одно из таких событий, это конечно, то, что патриарх говорил не где-нибудь, а в Казанском соборе на Красной площади, 21 июля, после злодейского убийства Императора и Его Семьи...

    Замечательные слова были сказаны! Вот одна из цитат: « Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя. Бесстрастный суд над Ним принадлежит истории. А Он теперь предстоит перед нелицеприятным Судом Божьим, но мы знаем, что отрекаясь от престола, он делал это, имея ввиду благо России, из любви к ней. Пусть называют нас контрреволюционерами, пусть заточают в тюрьму, пусть нас расстреливают... – говорил патриарх, осуждая этот расстрел в Екатеринбурге.

    Еще процитирую его слова: «Наша христианская совесть, руководимая Словом Божьим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь Слову Божью осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершал. Мужественное слово, на Красной площади в Казанском соборе сказанное!

    При этом могу сказать, что патриарх поверил фальсифицирующему историю заявлению ВЦИКа о том, что решение о расстреле принято в Екатеринбурге, что Императрица и Дети не были расстреляны. Под этой фальсификацией подпись Свердлова. Это одобрено ВЦИКом. Патриарх поверил этому как порядочный человек.


    Но чтобы мог сказать патриарх, если бы он знал, что не только был расстрел, но что невинные девушки были зарезаны в этом страшном подвале, раздеты, может быть, с целью ограбления и не только... Наверное, нет таких слов, какие можно привести, хотя может быть, они и были сказаны в те дни...

    Патриарх говорил: «Изнемогает наша Родина в муках тяжких, земля упивается неповинной кровью, проливаемою братской рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякой нечистотою. Из этого ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его Святых Заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем, и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы. Проклятия легли на самый народный труд и на все начинания рук наших».

    Вот такие были сказаны слова патриархом. И я думаю, что то, что говорил патриарх, было пророчеством и требовало удивительного мужества. Его устами говорила наша Церковь и наш народ. И многое остается чрезвычайно важным и актуальным. И это должно быть вот тем критерием, по которому мы должны работать честно, как историки, любящие свою Родину.

Лавров В.М., д.и.н., зам.директора ИРИ РАН

видео


         Видео канал Юрия Болдырева       

 
Внутренние ссылки азов батайск волгодонск Воронеж 10 часов молитвы 100 000 подписей против фильма Матильда 100 лет революции 100 тысяч подписей 100 тысяч подписей против Матильды 100 тысяч подписей против Матильды Президенту РФ 150 лет со дня рождения Николая II Романова 1917 Александр Пасечник Алексей Осипов Андрей Борисюк аркс Архиереи Русской Православной Церкви архимандрит Лонгин (Жар) архипастыри РПЦ Архирейский собор 2017 Афон банки безкорыстная любовь биометрия Благодатный огонь благотворительный фонд Я БЕЗ МАМЫ Бог есть любовь богоборчество Болдырев Юрий борьба со злом В.П.Филимонов вакцинация Валентин Катасонов Валерий Филимонов Ватикан Великий пост венерина мухоловка вера вера православная верующие Виктор Аксючиц Виктор Саулкин Владимир Лавров Владимир Семенко Владимир Филин власть возрастная котировка 16+ возрастная котировка 18+ возрождение России война волков восстановление монархии вред здоровью детей вред развитию детей Всеволод Чаплин вспышки на Солнце вуз высшее образование Галина Царёва Ганина Яма глобализация ГосДума РФ григорианский календарь давка на Ходынке движение Сорок Сороков движение царский крест дгту депутат Н.В.Поклонская депутаты ГД РФ против фильма Матильда добровольский Донская земля духовность духовные причины революции Е Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Хрис Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Хрис екатеринбургская епархия епископ Тихон Шевкунов ересь экуменизма жертвенная любовь запрет проката фильма Матильда затопленная колокольня защита семьи защита христианских ценностей защита царской семьи ЗимняяВишня знамения Бога Ивашов Леонид Иверский женский монастырь идеал христианской семьи Иерусалим изъятие детей из семьи икона Царя-Мученика Императора Николая II иконы Иларион Алфеев император Николай II империя интеллигенция информационная безопасность информационное общество историк Пётр Мультатули историческая оценка революции историческая правда историческое общество Двуглавый Орёл историческое просвещение история история православия история россии история России которую приказали забыть Калязин катастрофа католики Кемерово киберпреступность кибершпионаж кинокластер киностудия княжна Ольга Романова княжна Татьяна Романова коллективное обращение Президенту РФ коллективноеписьмо КоординационныйКомитетПротивВнедренияУЭК коронация императора Николая II космос кощунство красный сатанизм крестный авиаперелёт по границам России 1999 крым крымнаш ленинский эксперимент лжеостанки царской семьи лживые мифы либералы ложь матильды Любовь любовь к детям Межфракционная группа депутатов мироточивая икона миссия России Миссия России Александр Пасечник Александр Молотко митрополит Вениамин митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин митрополит Иларион митрополит Иоанн Снычёв митрополит Липецкий и Задонский Никон митрополит Псковский Евсевий Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава мифы о царе Николае II молебен молитва монархическое движение монастырь в Ростове-на-Дону мошенники Надежда народ народные лидеры народовластие настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы горо настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы х. К Наталья Поклонская национально-патриотических силы России непризнание выборов президента РФ новочеркасск новый перевод НПСР нравственное правописание образ будущего общественные организации общество олигархия орфография до 1918 оскорбление чувств верующих оскорблениечувствверующих Остановим Матильду отечество отказ от проката в регионах России открытоеписьмоПрезидентуРФ отречения не было очищение Павел Грудинин память о царе Николае II папизм Пасха Христова 2018 Патриарх Всея Руси Кирилл Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл патриарх Тихон патриархальная русская семья патриотизм патриотическое движение патриоты пацаев ПДС НПСР ПДСНПСР первый международный позитивный информационный пор первый международный позитивный информационный пор первый международный позитивный информационный пор Первый Международный Позитивный портал Петр Мультатули пластиковые карты победа подмена сценария фильма"Матильда" пожар позиция РПЦ по технологиям учёта и персональным да позиция РПЦ по технологиям учёта и персональным да покаяние покаяние спасёт Россию пошли нам Господи терпенье правда о последнем Русском Царе правда о царе Николае II правда о царской семье православие Православная Пасха православное христианство православные храмы православныефонды православный взгляд на революцию признаки апокалипсиса приставка БЕЗ и БЕС приют для детей прости нас государь Против Единого Личного Идентификационного Номера против фильма "Матильда" против фильма Матильда против экуменизма противфильмаМатильда протоиерей Всеволод Чаплин Путин радио Радонеж растение-хищник растения умеют считать революция романовы Роскомнадзор ростов ростов-на-дону Руководитель отдела по церковной благотворительнос русская катастрофа Русь Святая сайт царская-семья.рф самодержавие духа сбор подписей против фильма Матильда Святая Гора Афон Свято-Вознесенский монастырь святогорские монахи священники семья Сергей Алиев Сергей Бехтеев Сергий Алиев символ веры служение Церкви и Отечеству собор собрание Совет православной патриотической общественности сорванный триумф Союз православных юристов СПЕЦ СПЕЦТВ справедливость ссср ст.148 УК РФ старец Илий статья148УКРФ сто лет революции СтопМатильда стояние ЗА Веру стояние ЗА народ стояние ЗА Отечество стояние За Царя телеканал СПЕЦ Торжество Православия традиционные семейные ценности традиционные ценности Тулеев убийство царской семьи Угличское водохранилище управление учет и обработка персональных данных уэк фальсификация выборов 2018 февральская революция Филин Владимир фильм Государь Император Николай II Искупительная фильм Оболганный Государь фильм Форпост фото Адлер фото Ростов-на-Дону храмы храмы Дона храни веру Православную христианская любовь Христианские ценности христианство хрущев художественный вымысел и ложь хула на царя Николая II цареборцы царская семья Царские Дни в Екатеринбурге царские останки церковь цифровая экономика цифровое имя человека цифровое общество чистота веры чистота православной веры экспертиза фильма Матильда экуменизм электронная идентификации личности электронное правительство электронное рабство электронный концлагерь электронный мировой концлагерь ювенальная юстиция юлианский календарь Юрий Болдырев ЮЮ
© СоборРостов,
2017 г.
  Яндекс.Метрика